Коммуникативные музыкальные игры, как средство социализации дошкольников
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем в проектной деятельности
Одной из основных
стержневых конструкций взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя
является реализация технологии проектной деятельности дошкольников. Данная
технология позволяет реализовать на практике образовательный процесс,
интегрирующий содержание различных образовательных областей и направлений, способствует поддержке инициативных ситуаций
развития ребенка, становления детской самостоятельности в образовательном
пространстве.
Музыкант, как и все
другие специалисты, включается в этот процесс и погружается в него. На
музыкальных занятиях, которые проводятся в форме игрового, творческого
взаимодействия педагога с детьми, ребенок продолжает постигать, анализировать,
творить, исследуя выбранную тему в творческом ключе.
Для себя я определила три
формы включения музыкального руководителя в проектную деятельность, которые
условно можно обозначить так:
– вспомогательная,
– полное погружение,
– проект
музыкального руководителя.
1. Вспомогательная роль
музыканта в проектной деятельности. Приближенность занятий к темам проекта,
введение на занятиях элементов в данной тематике, проведение тематических
интегрированных занятий по теме. Чаще всего такая форма применяется мной в
младших группах, где дети быстро устают, что требует смены деятельности и не
дает погрузиться в какой-то образ и сделать из него какое-нибудь музыкальное
действо.
2. Погружение педагогом в
тему проекта. Тематика занятий полностью посвящена проекту. Дети придумывают
сюжеты для музицирования, слушают музыку и импровизируют. Часто такая
деятельность переходит в мои проекты, и мы создаем музыкальные номера или
совмещаем все виды деятельности и получаются масштабные действа.
3. Таким образом, мои
проекты вырастают по мере погружения в темы группы либо, как правило, мои
проекты посвящены событиям или датам, когда все втягиваются в один общий
проект.
Проработав таким образом,
проанализировав свой опыт, я могу уже сделать первые выводы и поделиться ими.
я столкнулась с рядом
проблем, способы решения которых и хотела сегодня описать.
1. Подбор материала
по теме проекта. Хорошо, если тема «Весна». А если дети решают исследовать
такие сферы, как «полиция» или «транспорт». Как подобрать музыкальный материал?
2. Как совместить
тематику проекта группы с собственным перспективным планированием, которое
включает в себя все виды музыкальной деятельности.
3. Самая сложная
задача – как сориентироваться в темах 9 групп и собрать такое количество
материала.
Полагаясь на свой опыт,
попытаюсь описать собственные способы решения этих задач.
Во-первых, подбор
материала по заданной теме. Не всегда есть песенки или музыка на заданную тему.
Если есть, то проблемы сама собой разрешается. Если нет и тема, мягко говоря,
не музыкальная (например, полиция), приходится фантазировать и расширять тему,
добавляя в нее новые образы и ассоциации. Так, тема «полиция» вбирает в себя
образы города, дороги, времени года, улицы.
Второй вопрос
последовательно решаем, если творчески подойти к решению первой задачи:
погружаясь в образы исследуемой темы, подключая фантазию свою и детей, мы можем
представить любую картину, в которую органично вплетаются и пение, и
музицирование, и слушание музыки с движением. Например, размышляя о космосе и
полетах на ракете, мы задались вопросом: почему весной? Почему именно весной
люди полетели в космос? И пришли к описанию весеннего неба, солнышка, пения
птиц, дети запели песни, вышла весна и танцевала вместе с птичками. Птички же
вернули нас обратно к теме полетов!
Самой сложной задачей для
меня явилось «собирание в кучу» всего материала, в рамках моей рабочей сетки в
день проходит 6-7 занятий. Большой проблемой становится разнообразие
развивающей среду, подготовка атрибутов, слухового и игрового материала.
Постепенно накопив наработки в разных тематических областях, эта проблема
разрешилась сама собой. Со временем появились тематические игры, конспекты
занятий, игровой, наглядный и слуховой материал, который можно использовать.
Также, хотелось бы сказать,
что моя работа с детьми все чаще сводится к подготовке номеров к утренникам или
праздникам. Мы все больше и больше времени уделяем этому, что позволяет больше
погрузиться в сам творческий процесс, зацикливаясь на его результате. Это не позволяет
детям творить без всяких границ и условностей.
В заключение я хотела бы
наглядно представить в ускоренном темпе пример такой работы.
В том учебном году совместно с воспитателями младших групп мы реализовали долгосрочный проект «Весна». Начала работу я со знакомства с весной. Под музыку дети пели и рисовали, выполняли двигательную импровизацию, делали пальчиковую гимнастику, играли на ДМИ
Для разминки, а также для закрепления режимных моментов я использую различные стихи для пальчиковой и дыхательной гимнастики. Стихи беру у детских поэтов либо нахожу на интернет-ресурсах, а так же покупаю авторские разработки.
В завершение проекта было
проведено музыкальное развлечение.
Работая таким образом,
дети не просто учат материал, но сами его создают, анализируют, творят, что
дает огромный скачок к развитию творческого потенциала, формированию целостной
личности!
В процессе системного
взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя происходит обогащение
профессионального опыта, приобретение новых компетенций, пополнение
педагогической копилки, разрабатываются методические материалы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий