Педагогам

 Коммуникативные музыкальные игры, как средство социализации дошкольников


Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем в проектной деятельности

Одной из основных стержневых конструкций взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя является реализация технологии проектной деятельности дошкольников. Данная технология позволяет реализовать на практике образовательный процесс, интегрирующий содержание различных образовательных областей и направлений,   способствует поддержке инициативных ситуаций развития ребенка, становления детской самостоятельности в образовательном пространстве.

Музыкант, как и все другие специалисты, включается в этот процесс и погружается в него. На музыкальных занятиях, которые проводятся в форме игрового, творческого взаимодействия педагога с детьми, ребенок продолжает постигать, анализировать, творить, исследуя выбранную тему в творческом ключе.

Для себя я определила три формы включения музыкального руководителя в проектную деятельность, которые условно можно обозначить так:

– вспомогательная,

– полное погружение,

– проект музыкального руководителя.

1. Вспомогательная роль музыканта в проектной деятельности. Приближенность занятий к темам проекта, введение на занятиях элементов в данной тематике, проведение тематических интегрированных занятий по теме. Чаще всего такая форма применяется мной в младших группах, где дети быстро устают, что требует смены деятельности и не дает погрузиться в какой-то образ и сделать из него какое-нибудь музыкальное действо.

2. Погружение педагогом в тему проекта. Тематика занятий полностью посвящена проекту. Дети придумывают сюжеты для музицирования, слушают музыку и импровизируют. Часто такая деятельность переходит в мои проекты, и мы создаем музыкальные номера или совмещаем все виды деятельности и получаются масштабные действа.

3. Таким образом, мои проекты вырастают по мере погружения в темы группы либо, как правило, мои проекты посвящены событиям или датам, когда все втягиваются в один общий проект.

Проработав таким образом, проанализировав свой опыт, я могу уже сделать первые выводы и поделиться ими.

я столкнулась с рядом проблем, способы решения которых и хотела сегодня описать.

1. Подбор материала по теме проекта. Хорошо, если тема «Весна». А если дети решают исследовать такие сферы, как «полиция» или «транспорт». Как подобрать музыкальный материал?

2. Как совместить тематику проекта группы с собственным перспективным планированием, которое включает в себя все виды музыкальной деятельности.

3. Самая сложная задача – как сориентироваться в темах 9 групп и собрать такое количество материала.

Полагаясь на свой опыт, попытаюсь описать собственные способы решения этих задач.

Во-первых, подбор материала по заданной теме. Не всегда есть песенки или музыка на заданную тему. Если есть, то проблемы сама собой разрешается. Если нет и тема, мягко говоря, не музыкальная (например, полиция), приходится фантазировать и расширять тему, добавляя в нее новые образы и ассоциации. Так, тема «полиция» вбирает в себя образы города, дороги, времени года, улицы.

Второй вопрос последовательно решаем, если творчески подойти к решению первой задачи: погружаясь в образы исследуемой темы, подключая фантазию свою и детей, мы можем представить любую картину, в которую органично вплетаются и пение, и музицирование, и слушание музыки с движением. Например, размышляя о космосе и полетах на ракете, мы задались вопросом: почему весной? Почему именно весной люди полетели в космос? И пришли к описанию весеннего неба, солнышка, пения птиц, дети запели песни, вышла весна и танцевала вместе с птичками. Птички же вернули нас обратно к теме полетов!

Самой сложной задачей для меня явилось «собирание в кучу» всего материала, в рамках моей рабочей сетки в день проходит 6-7 занятий. Большой проблемой становится разнообразие развивающей среду, подготовка атрибутов, слухового и игрового материала. Постепенно накопив наработки в разных тематических областях, эта проблема разрешилась сама собой. Со временем появились тематические игры, конспекты занятий, игровой, наглядный и слуховой материал, который можно использовать.

Также, хотелось бы сказать, что моя работа с детьми все чаще сводится к подготовке номеров к утренникам или праздникам. Мы все больше и больше времени уделяем этому, что позволяет больше погрузиться в сам творческий процесс, зацикливаясь на его результате. Это не позволяет детям творить без всяких границ и условностей.

В заключение я хотела бы наглядно представить в ускоренном темпе пример такой работы.

В том учебном году совместно с воспитателями младших групп мы реализовали долгосрочный проект «Весна». Начала работу я со знакомства с весной. Под музыку дети пели и рисовали, выполняли двигательную импровизацию, делали пальчиковую гимнастику, играли на ДМИ

Для разминки, а также для закрепления режимных моментов я использую различные стихи для пальчиковой и дыхательной гимнастики. Стихи беру у детских поэтов либо нахожу на интернет-ресурсах, а так же покупаю авторские разработки.

В завершение проекта было проведено музыкальное развлечение.

Работая таким образом, дети не просто учат материал, но сами его создают, анализируют, творят, что дает огромный скачок к развитию творческого потенциала, формированию целостной личности!



В процессе системного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя происходит обогащение профессионального опыта, приобретение новых компетенций, пополнение педагогической копилки, разрабатываются методические материалы.



Комментариев нет:

Отправить комментарий