Инновационная деятельность

 «Разучивание песен с помощью мнемотаблиц»


«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Проблема

Работая в детском саду музыкальным руководителем столкнулась с большой проблемой - детям трудно запоминать и правильно произнести тексты песен. Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз. Они быстро устают, при заучивании текста переставляют местами слова, неправильно употребляют окончания. Тексты приходится переучивать, что очень мучительно для детей.

Как сформировать речь ребенка, помочь ребенку почувствовать ритм речи, мелодию слов, запомнить содержание песни и эмоционально ее исполнить? Ответы нашли в методике мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая и т. д., для детей старшего возраста возможно использование любых цветовых форм мнемотаблиц.

Почему же мы акцентируем свое внимание именно на развитие певческих способностей у младших дошкольников?

Пение – наиболее доступный для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности, который благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, а также повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики, укрепляет легкие и голосовой аппарат. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.

Актуальность данной проблемы определила тему работыРазучивание песен с приемами мнемотехники

Целями нашего проекта являются:

1. Развитие слуховой и зрительной памяти,

2.Психических процессовпамяти, мышления, воображения, внимания и речи посредством мнемотехники, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Основные задачи:

1. Формировать у детей умения с помощью графического рисунка понимать и рассказывать знакомые песни по мнемотаблице;

2. Развивать музыкальный слух, умственную активность, сообразительность, наблюдательность;

3.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды, музыкальный слух)

4. Обучать детей правильному звукопроизношению.

5. Учить детей исполнять песни с помощью мнематаблиц и самостоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента, на занятиях и вне их;

6. Помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх.


Принцип работы по разучиванию песни:

1. Прослушивание новой песни.

2. Беседа о характере песни и ее содержании.

3. Рассматривание таблиц с определением текстового значения каждой картинки.

4. Разучивание песен по фразам при помощи соответствующих тексту картинок.

5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.

В мнемосхемах к песням мы используем маленькие картинки (изображения): схемы нужно выполнить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимание лишними деталями.

Так же, на музыкальных занятиях, необходимо предлагать ребятам такой вариант: придумать мнемотаблицу на новую песню, которую они услышат в исполнении педагога. Обсудить с детьми какие рисунки они хотели бы нарисовать согласно прослушанной песни. Совместный творческий процесс педагога и ребят предполагает быть очень интересным и увлекательным.

Но самое главное в разучивании песни при помощи мнемотаблиц - это вовремя отойти от графического изображения текста, дать ребенку возможность самому, без подсказок, исполнять разученную песню.

В дальнейшей работе с детьми, с использованием приема моделированиямы предполагаем добиться следующих результатов:

- овладеть высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных занятиях;

-научиться анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета;

- самостоятельно кодировать и декодировать информацию о предмете, окружающей действительности;

- составлять самостоятельно небольшие рассказы — загадки по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек, и т. д.).

- научиться обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.

На протяжении учебного года, по факту использования методики с применением мнемотаблиц планируем проводить анализ качественных изменений психических процессов дошкольников: связной речи, памяти, внимания.

Сроки реализации проекта проходила в 3 этапа: 1 год.

План реализации проекта:

Реализация данного проекта будет проходить в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь).

1. Подбор методической литературы по теме проекта.

2. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр.

3. Подбор и изготовление наглядных, дидактических материалов для осуществления проекта.

2 этап – основной (ноябрь – март).

оформление музыкального уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей;

оформление альбома «Споём вместе»

-разучивание и исполнение песен детьми по программе.

-раскрашивание картинок к знакомым музыкальным произведениям, песням.

- работа с детьми по мнемотаблицам (групповая, подгрупповая).

- создание мнемотаблиц песен по программе.

3 этап – заключительный (апрель).

 Представление результатов работы совместной творческой деятельности детей в ходе праздника, концерта, театрализованных представлений ДОУ. 

Таким образом, использование метода в мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста дало мне действительно хорошие результаты. Я заметила, что применение мнемотаблиц позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и запомнить стихотворения, рассказ или песни. Особенно хорошие результаты я получила в группах  компенсирующей направленности  (логопедическая). Поэтому в рамках интегрированного образования в логопедической группе приобретает еще большую значимость в развитии речи детей.

Данным опытом поделилась с коллегами ДОУ, а так же выступила на заседании музыкальных руководителей  города Арамиль и на ММО музыкальных руководителей Сысертского муниципального округа.


     

     
  
















Комментариев нет:

Отправить комментарий